Мои размышления о йоге

Прокрути вниз

Мои размышления о йоге

Йога…О ней уже столько написано, что и добавить ещё что-то принципиально новое довольно сложно. И это новое, как правило, всё равно опять окажется хорошо забытым старым. Но, тем не менее, постараюсь и я внести свою лепту, исходя из более, чем 30-ти летнего следования по пути Йоги. Итак…

Йога – это Путь самопознания, самосовершенствования и самореализации (по-крайней мере, так это для меня, но думаю, что моё мнения разделят и многие другие). И она едина по своей сути, но многообразна в своих проявлениях. Изначально, нам дана была только одна йога во всей своей полноте и многообразии. Но, человек, в силу дуальности своего мышления и привычки всё делить и квалифицировать, начал переделывать её под себя, разделяя йогу на виды и подходы к ней, согласно собственным индивидуальным склонностям и потребностям. И это процесс идёт до сих пор, где каждый новоиспечённый учитель «открывает» миру всё новые и новые разновидности йоги, которые, зачастую и йогой назвать-то сложно. Привносятся тенденции современности, рационализма, прагматичности и спортивного подхода. Йогу часто перемешивают с психологией, эзотерикой, телесно-ориентированными практиками и фитнесом. Кроме того, происходит коммерциализация йоги, где на вас просто пытаются заработать деньги, проводя разные семинары, тренинги и його-туры. В то же самое время, в Индии, настоящие учителя йоги вели аскетически простой образ жизни и никогда не требовали конкретные деньги за своё обучение, а ученики только добровольно приносили подношения (часто это были просто цветы, еда и фрукты). Я, прекрасно понимаю, что современный материальный мир диктует свои условия, но всё равно, йога, на мой взгляд, должна оставаться доступной широкому кругу людей. Зачастую, обучаясь у одного авторитетного учителя, а затем у другого, новый учитель создаёт свою йогу и широко её пропагандирует как единственно верный и правильный подход. А, в конечном итоге, вот и получается: сколько существует учителей, столько и разновидностей йоги. С одной стороны, это может быть и неплохо, т.к. у человека всегда должен быть выбор, каким Путём идти, какую йогу практиковать и у кого заниматься. А с другой стороны, иногда, в таких школах утрачивается сам Дух йоги, её духовная составляющая. А без духовного, не долго быть и физическому здоровью.

jogatraktat

В настоящее время существует большое количество школ и направлений, в названии которых присутствует слово “йога”. Спектр практик, представленных в этих школах, режимы и принципы занятий настолько различны и порою противоречивы, что начинающему бывает крайне трудно разобраться, что есть что, сделать оптимальный выбор, сориентироваться в море информации по данному вопросу. На самом деле, Йога целостна и неразделима и, сколько бы, не придумывали новых видов йоги, всегда останется Классическая Йога, которая проверена на опыте многих поколений, практикующих йогу и имеющая возраст, общей сложности, несколько тысяч лет. Классическая йога основывается, пожалуй, на самом авторитетном писании о йоге, дошедшем до нас из прошлого – это «Йога сутры» Патанджали, в котором раскрывается смысл йоги, описываются средства и препятствия, стоящие на пути йога. Патанджали обобщил и собрал воедино опыт и знания многих предшествующих поколений и излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и российскими, признаётся Классической. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней. Поэтому Классическую йогу ещё называют Аштанга-йогой или восьмиступенной йогой. Причем, заметьте, это – не столь популярная сейчас Аштанга-виньяса йога, где используются динамические связки. Дело в том, что достоверно известно, что Кришнамачарья создал в 19 веке свою йогу, мало чего общего имеющую с Классической (об этом писал Н.Сьоман в «Традиции Майсорского дворца»). А затем уже, эта йога стала обрастать учениками, литературой и популяризироваться, благодаря стараниями Шри Патабха Джойса, ученика Кришнамачарьи. Так же и с йогой Айенгара и многими другими йогами, которые, не являются Классическими. Термин Классическая йога у Мирча Элиаде «Йога — бессмертие и свобода» используется для обозначения йоги времён Патанджали. О Классической йоге можно прочитать у Г.Ферштейн «Глубинное измерение в йоге»(эти книги можно скачать в интернете). Именно Классическая йога, на мой взгляд, является на сегодняшний день единственной всеобъемлющей практикой, гармонично включающей в себя все методы и подходы, используемые большинство другими направлениями йоги.

В чём же преимущества Классической йоги по сравнению с другими направлениями, в чём её отличия и достоинства?

Во-первых, это принцип статичности, т.е. выдерживание поз определённое время, в спокойном потоке асан с остановками, чем, собственно и ценится йога. Это время в среднем должно составлять 1-2мин., хотя начинать можно и с меньшего отрезка времени. О пользе статики написано уже достаточно много и я повторяться не стану. А вот что касается динамики, то скажу, что она тоже необходима (например, та же вьяяма) и позволяют «разогреть» и укрепить мышцы, связки и суставы, увеличить эффективность работы легких, улучшить кровообращение и подготовить организм к статическим нагрузкам. Но делать это следует до выполнения статических поз, но уж никак не смешивать или чередовать с асанами (тем более делать виньясы), т.к. теряется эффект от самих асан и достигнутого в них состояния сознания. Вход и выход из асаны тоже должен осуществляться медленно и плавно. Только тогда вся практика йоги пройдёт в едином гармоничном потоке, что незамедлительно принесёт свои положительные плоды.

Во-вторых, это принцип расслабления. «Просветление – это абсолютное расслабление!» – утверждал С.Сатьянанда. И растяжение происходит только за счёт расслабления. Во время занятия в ключе расслабления происходит разблокировка определённых телесных зажимов, и как следствие, снятие психических блоков, добраться до которых в динамических режимах работы с телом практически не возможно. При выполнении каждой асаны вы стараетесь максимально расслабить те мышцы, которые не задействуются в данной позе. И тогда ваше усилие компенсируется расслаблением и становится усилием без усилия. В «Йога сутрах» об этом говорится: «Асана становится завешенной, когда усилие, направленное на её исполнение, утрачивает природу усилия и внутри наступает состояние бескрайнего бытия» (шлока2.47). Чего нет в других стилях, таких как йога Айенгара, Аштанга-виньяса и др., где непрекращающееся усилия, непрерывный поток повторяющихся асан и динамических связок не дают даже дух перевести, не то, что расслабиться. А вот как раз расслабления (физического, психического, ментального, что и достигается в Классической йоге) в нашем суматошном мире стрессов и перенапряжения, нам именно и не хватает!

В-третьих это принцип ненасилия или Ахимса, который является в Классической йоге основополагающим: не навреди себе сам, не навреди другому (если ты преподаватель). Ваше усилие, на начальных этапах, конечно, должно присутствовать (иначе просто не будет прогресса), но быть только на грани комфорта и дискомфорта с последующим полным расслаблением, после выполнения статической позы, чтобы асана усвоилась и закрепилась. Если вы не можете удерживать позу так же долго, как и другие, вы всегда можете выйти из неё раньше, сделать ещё один подход или просто расслабиться. Всё сугубо индивидуально и никто не имеет вам право что-либо навязывать, изнурять вас повторяющимся связками, заставлять делать через «не хочу» или просто «ломать».

Во-четвёртых, это принцип относительной свободы, т.е. здесь нет привязки к какой-либо строго определенной последовательности асан, стремлении выполнить их все, с полной зависимостью от неё (например как в АВЙ) и постоянным повторением на каждом занятии. Здесь каждый волен выполнять те асаны, которые может, в предложенном преподавателем варианте, ориентируясь только на свои внутренние ощущения и если ощущается дискомфорт, то вам предлагается другой, более доступный вариант исполнения данной позы или вообще, асана заменяется на другую. Причем, арсенал асан и техник в Классической йоге используется довольно широкий, тем самым разнообразя и обогащая вашу практику, давая чувство новизны и наполненности.

В-пятых, это принцип естественности и простоты. Здесь не надо сразу закручиваться в немыслимый узел, пытаться встать на голову, ломать суставы, пытаясь сесть в лотос, как делают в некоторых школах йоги. И активного использования пропсов (дополнительного оборудования типа всяких кирпичиков, валиков, ремней, подушечек), используя их как метод, а не как средство, я тоже не сторонник, т.к. они, на мой взгляд, привносят в йогу некую искусственность, нарушая принцип естественности и простоты (йога всегда славилась своей доступностью, т.к. не требовала ничего лишнего, кроме коврика). В Классической йоге, всё происходит вполне естественно, просто и понятно. Сначала, последовательно и с обязательным отдыхом идут доступные позы стоя, сидя, перевёрнутые и шавасана. Причём одна асана – как бы гармонично продолжает предыдущую. Делайте то, что получается. Ведь Истина – в простоте и самадхи можно достичь в любой, даже самой простой позе. А естественность – это возвращение к своей истинной природе.

В-шестых, это принцип целостности и гармонии, т.е. работа с телом идёт вместе с работой с умом и сознанием. По-сути, выполняя асаны, вы проходите через все восемь ступеней Классической йоги. Если успокоено и расслаблено тело, то успокаивается и ум. На занятиях для этого ещё используются особые точки концентрации или направления взгляда. Когда ум спокоен (как раз то самое: «Йога – есть прекращение движения ума» в «Йога сутрах»), спокойно дыхание и достигнут контроль на чувствами, вы начинаете осознавать Дух внутри себя и, постепенно, приходите к гармонии тела, Души и разума. А с этого момента уже начинается ваше духовное развитие и настоящая йога.

В-седьмых, это принцип духовности. Стоит вспомнить, что настоящая йога, по своей сути, это прежде всего духовная практика, а тело и ум – всего лишь инструмент на Пути познания своей Души. Поэтому гибкость и растяжка здесь не столь важны, хотя и многие преподаватели других направлений йоги, до сих пор твёрдо убеждены, что главным показателем успеха в йоге является акробатическая гибкость и чрезмерно много уделяют внимания работы с физическим телом. Йога – не делание, а состояние! И целью истинной йоговской практики является духовное развитие. Не стоит забывать тут и о моральных принципах и правил поведения, с которых, собственно и начинается Классическая йога.

В-восьмых, это принцип жизнестойкости. Классическая йога прошла большой Путь и проверку временем и подтвердила, тем самым, свою жизнестойкость, эффективность и надёжность. В отличие, от новомодных, часто весьма сомнительных, направлениях йоги, которые растут сейчас как грибы, но не отвечают основной цели йоги и где утрачивается сам Дух йоги.

Вот таково моё представление о Классической йоге. Конечно, я не претендую на Истину в конечной её инстанции (и никто не может претендовать!). О Классической йоге можно писать ещё очень и очень долго, раскрывая все её преимущества, но поймите меня правильно, я не противник других направлений в йоге и если кому-то от этого польза – то занимайтесь ими на здоровье! Но классика всегда останется классикой и это факт. И не важно, будет это музыка, поэзия, живопись или та же самая йога. С неё всё начиналось и она никогда не перестанет быть. Так зачем тогда опять пытаться изобретать велосипед и придумывать новые стили йоги? Всё уже давным-давно дано нам в Классической йоге и остаётся только прийти, попробовать и убедиться в этом на своём собственном опыте!

Оставить комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

купить абонемент

Оставьте заявку на покупку абонемента,
и наши менеджеры свяжутся с Вами
в ближайшее время

Отправляя данную форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Готово!

Ваше заявка принята, наш менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время. Спасибо!